Главная | Статьи | Ссылки | Играем | Обо мне |  

Шведские Шахматы для новичков.

Вступление - читать не обязательно.

Собственно, что привело меня к написанию данного опуса - это смесь эгоизма и альтруизма, а именно желание облегчить игру себе и другим. Шведские шахматы - это игра парная, и во многом выигрыш определяется не сколько своей игрой, а игрой своего партнера, и чем сильнее он будет играть, тем легче будет играть самому. С другой стороны мне интереснее играть и более сильными соперниками, чем со слабыми, поэтому хочется оказать посильную помощь в развитии слабых игроков и превращении их в более сильных.

Все, что написано далее, предназначено для игроков, имеющих небольшой опыт игры в шведки, или не имеющих его совсем. Данный опус не претендует на объективность, но надеюсь, принесет некоторую пользу.

Часть нулевая - знающим правила игры можно смело пропускать.

Или что такое шведские шахматы и с чем их едят.

Шведские шахматы - это игра для четырех человек на двух досках. Вы играете в паре с рядом сидящем игроком разными цветами каждый за своей доской, и все съеденные фигуры передаются за соседнюю доску своему напарнику. Эти фигуры отображаются за доской и могут быть выставлены в свой ход в любое место на доску, вместо хода фигурой по доске, за одним исключением - нельзя выставлять пешки на первую и восьмую горизонталь.

Есть различные варианты правил - нельзя выставлять с матом, с шахом, нельзя выставлять пешки также на вторую и седьмую горизонталь - но такие варианты обычно уже практически не применяются.

Можно долго спорить о красоте и динамике различных вариаций правил, но, как правило, это больше дело привычки.

В целом, если вы пришли играть в турниры по шведским шахматам на www.gambler.ru или www.freechess.org , то знайте - что играют с матами и всем прочим.

Игра продолжается до мата на любой из досок, либо до падения флага на любой из досок. Я специально подчеркиваю слово "любой" - именно это и делает шведские шахматы чертовски привлекательной и азартной игрой - здесь присутствует командное взаимодействие.

Все, о чем я буду говорить дальше, это как раз попытка улучшить его, и соответственно увеличить вероятность выигрыша.

 

Часть первая. Составляющие успеха.

Итак, шведки - это парная игра, в которой у играющего есть четыре ресурса взаимодействующих друг с другом (кроме его самого) - это партнер, время, позиция и материал.

Самый главный ресурс, особенно не имея особого опыта - это партнер J

Партнер и взаимодействие с ним.

От него зависит очень многое; вначале, пока вы еще осваиваетесь, гораздо больше, чем от вас.

У вас первая задача - не проиграть на своей доске, пока ваш напарник пытается выиграть на своей.

Переговоры с партнером - такая же неотьемлимая часть игры, как и движение фигур на доске. Не всегда есть время посмотреть, как идет игра на соседней доске, и поэтому обычно общение скатывается до просьб о попытке побить определенную фигуры или же наоборот о необходимости постараться не отдать указанную фигуру.

Запросы

Общепринятые обозначения для этого знак "+" - добудь! Или "-" - не давать! с обозначением фигуры за знаком. То есть если партнер вам сообщает "+К" - это значит ему нужен конь, "-Ф" - не давать ферзя. Также есть знаки "+++" - я в атаке, меняться всем, чем можно, очень хочу много фигурок, и "---" - не менять и не отдавать ничего. Обычно если имеется возможность дать партнеру необходимую фишку, можно ее просто съесть и ничего не отвечать. А можно ответить - "ОК" - пару ходов и она у тебя. Слова "HARD" или "Нет" - означают негативную реакцию - добуду вряд ли, фишки не будет, не надейся.

Ну и соответственно есть несколько дополнений к запросам - "mates him" или "матую". То есть если партнер написал вам "+К" и "mates him" (его матую) - это означает что данная фигура необходима ему для мата, и необходимо ее добыть как угодно. Хоть за ферзя, хоть как (но естественно не получить мат самому). А если за знаком, скажем, "-К" следует "mates me" - это означает, что если вы отдадите коня, то партнер получит мат, и соответственно вы проиграете партию.

Соответственно и вам надо больше разговаривать с партнером - если вам необходима какая-нибудь фигура, всегда полезно об этом сказать.

Подсказки

Кроме запросов внимательный партнер может следить за игрой на вашей доске и давать полезные советы.

Очень часто многие начинающие игроки начинают обижаться, когда им начинают подсказывать - не стоит этого делать, как правило, опытный партнер видит достаточно далеко, плюс оценивает вашу позицию еще и с точки зрения своей.

Треп.

Чего не стоит делать во время игры - это чатиться на отвлеченные темы. Как жизнь, погода, настроение и прочее можно обсудить в перерыве между играми, а здесь это просто будет отнимать Время J

Время или Беги, Лола, Беги.

Время - это второй по степени воздействия на игру фактор после партнера. Вы можете не иметь материального преимущества, можно иметь плохую позицию - но если вы будете играть быстрее оппонентов - все поправимо.

Для чего нужно время?

Ну во первых игра идет либо до мата либо до падения флага, соответственно можно не ставя мат, при упорной борьбе просто уронить противнику флаг.

Во вторых, имея преимущество по времени, вы или ваш партнер всегда можете "зависнуть" - то есть перестать на время играть, чтобы дать другому возможность или защититься, или реализовать преимущество. Как пример приведу следующую: диаграмму:

Посмотрим на черные часы - они аоказывают время того, кто должен сделать ход. У игрока Fdturbo 30 секунд, У Cractics 29. FdTurbo сидит и не ходит, потому что имеет больше времени, у Cracktics флаг упадет раньше.

В результате не имея фигур на доске Cractics вынужден делать ход слоном на доске, защищаясь от мата - после чего игрок TRUPLAYA выставляет коня на д2, и выигрывает форсированно в два хода вне зависисмости какие фигуры могут прийти его оппоненту. После того как Cractics сделает ход слоном Fdturbo может делать еще ходы, чтобы увеличить запас по времени (не получая мат можно сделать еще как минимум 3-4 хода, и дальше либо Cractics проиграет по времени, либо сделает ход и получит мат).

Нужно ходить по возможности максимально быстро, стараясь не ждать фигур с другой доски, если конечно вы этой фигурой не ставите мат, или же ситуация критическая в другую сторону (если вы не поставите данную фигуру, например, перекрываясь от шаха, могут поставить мат вам).

А чтобы ситуация не возникала критическая, нужно иметь обороноспособную позицию. J

Впрочем, о позиции чуть-чуть позжее, потому что там будет довольно объемный текст, а сейчас коротенько о последнем, о материале.

Материал

В шведских шахматах материал представляет, на мой взгляд, самую меньшую стоимость. В отличии от обычных шахмат, фигуры постоянно перемещаются с доски на доску и материальный перевес одной стороны часто меняется в противоположную. Часто несколькими жертвами фигур вскрывается позиция вражеского короля, после чего наступает неизбежный мат. Если говорить о сравнительной ценности фигур как таковых, то в принципе слон=коню=ладье=двум пешкам. Ферзь=2 фигурам. И в отличии, опять таки, от обычных шахмат ценность фигур варьируется очень значительно от позиции. Иногда одна пешка стоит нескольких фигур.

Да, и еще хотел сказать про одну вещь, которой в принципе "заболевают" новые игроки - это поняв, как вскрывается позиция с помощью нескольких жертв, они бросаются в атаку, жертвуя фигуры (обычно коня на ф7, более подробно об этом будет сказано ниже), "сидят" в ожидании фигур с другой доски, чтобы продолжить атаку (и, обычно, пожертвовать его тоже), что приводит к следующей ситуации: Время хуже, партнер попадает под атаку (его противнику пришло много материала), и вообщем то, если вовремя партнер оппонента останавливается, преимущество будет целиком на их стороне. И надо помнить, что проигрывая фишку, на самом деле проигрывается две - на одной доске минус одна у вас, и на второй плюс одна сразу стала у противника.

Но вернемся к позиции.

Позиция.

Как я говорил, первой вашей задачей будет не проиграть на своей доске. Не стоит бессмыслено бросаться с шашкой наголо на вражеские редуты, или пытаться обставлять короля фигурами (что все-таки несколько лучше предыдущего), по крайней мере не разучив стандартные виды атак и защит. В этой игре они несколько отличаются от обычных шахмат, в первую очередь за счет того, что, любая фигура может возникнуть на любом свободном поле и перевезти позицию в чрезвычайно тяжелую для защиты.

Шведские шахматы - это очень агрессивные шахматы, иной раз партия длится всего несколько десятков секунд.

Где в первую очередь горят новички? Они плохо заботятся о самом мало защищенном поле рядом с королем - ф2 (ф7). Большинство атак нацелено именно на это поле, и именно его необходимо укреплять. Почему атакуется именно это поле? Поле защищено только одним королем, его легко либо оттуда выманить и поставить мат, либо получить катастрофическое преимущество в позиции и материале.

Все дебютное развитие белых обычно строится на давлении на это слабое поле. Прямые угрозы белые строят с помощью развития слона на с4, и развитии коня через ф3 на е5 и g5.

Во вторую очередь - через дырки в пешечных построениях. Нужно забыть о сицилианской защите, фианкетированию слонов, любых ходах в дебюте пешками, кроме d и е. Причем на первых порах ход 1. … е5 тоже нужно забыть.

1.е4 е5 2.Сс4 - очень много партий проигрывается именно так. Приходится отвечать Кh6, на что следует обычное d4, и белые занимают весь центр, угрожая побить коня слоном и затем побить на f7.

Чтобы не проиграть с первых же ходов, надо в принципе, как и в обычных шахматах, изучать дебюты. Во вторую очередь стандартные атаки, методы вскрытия и комбинации. Чтобы не перегружать графикой этот текст, вынесем ссылки отдельно.

Дебюты.


Hosted by uCoz